История аттракциона «американские» горки

Категории: Полезно знать

29-06-2016

Во многих странах мира скоростные горки называют «русскими», в самой же России они более известны как «американские». Аналогичный аттракцион в Англии в принципе не имеет никакого отношения к географии. Так где же и при каких обстоятельствах родился самый популярный аттракцион мира?

Зимние «горки»

Вся история существования аттракциона напоминает экстремальную трассу: набор высоты, резкий взлет популярности, не менее стремительное падение – и новый взлет. А та самая петля – это дебаты по поводу национальной принадлежности.

Началось все в России, еще при Петре I, когда петербуржцы скрашивали долгие зимы простыми русскими забавами – катались на санках с ледяных горок. Уже тогда люди не утруждали себя поиском настоящих гор, заменяя их рукотворными. Конструкции сооружались из дерева и заливались водой. Есть данные, что высота горок достигала двадцати метров, а угол спуска доходил до пятидесяти градусов.

untitled

Со временем увеселительное катание стало внесезонным, а в Царском Селе великий итальянский скульптор Бартоломео Растрелли, долгие годы проживающий в России, спроектировал оригинальную конструкцию, по которой можно было съезжать в специальных колясках без необходимости ледяного покрытия. Но самые знаменитые горки той эпохи были в Ораниенбауме, где другой не менее знаменитый итальянец, архитектор Антонио Ринальди воздвиг для российской императрицы Екатерины II целый павильон с катальной горкой. Волнообразный спуск начинался на 22-метровой высоте фасада этого здания и тянулся на полкилометра. В деревянной трассе были прорезаны колеи, по которым скатывались в красивых одноколках, стилизованных под гондолы, сани, колесницы и даже фантастических животных. Дамы располагались на сидячих местах, кавалеры стояли позади них.

Промышленные «горки»

История того аттракциона, который все знают сейчас, началась за океаном и выросла на почве горной промышленности.

foto_shahterov_v_zaboe_2

Горнодобывающая компания из американского штата Пенсильвания построила рельсовую дорогу для доставки ископаемого топлива от мест добычи к точке отгрузки. Трасса шла от вершины холма вниз – груз скатывался под действием силы тяжести. Отсюда и название дороги — «гравитационная». А вот наверх пустые вагонетки затаскивали мулы, тратя много драгоценного времени. Дорогу усовершенствовали — мулов заменила канатная система. Незаметно промышленная трасса превратилась в развлекательный маршрут: утром в вагонах спускали антрацит, а после обеда наверх поднимались любители острых ощущений и живописных видов.

Эволюция

Идея создать из рельсовой дороги увлекательное развлечение пришла в голову изобретателю Ламаркусу Томпсону. В начале 1880-х годов он спроектировал, запатентовал и открыл на Кони-Айленде первый в Америке аттракцион в виде горки. Посетители поднимались на высокую платформу, садились на скамейку вагонетки и съезжали по 180-метровой трассе.

Это дало старт мгновенной эволюции аттракциона. Его собратья обретают замкнутую траекторию, приобретают автоматические подъемники, тоннели, более экстремально изогнутые трассы. Уже в середине девятнадцатого столетия во многих европейских странах предпринимались попытки спроектировать горки с вертикальной петлей. При тестировании в нее запускали мешки с песком, корзинки с яйцами и даже стаканы с водой. Но неразвитые технологии того времени не могли обеспечить безопасную поездку вверх ногами. Хотя и без мертвых петель скоростные спуски обрели безумную популярность. В 1927 году все на том же Кони-Айленде заработали самые известные горки той эпохи – «Циклон»: с 800-метровой трассой, высотой 26 метров, спуском под углом почти 60 градусов и разгоном до 96 километров в час.

Cyclone_Roller_Coaster_(Coney_Island,_New_York)_001

Упадок

Но тут в Соединенных Штатах наступила так называемая Великая депрессия, приведшая к упадку развлекательных парков, а огромные горки были разрушены. Даже к середине двадцатого столетия американская индустрия развлечений еще не возродилась из пепла, подобно Фениксу, хотя и начала потихоньку подавать признаки жизни. В 1955 году в Калифорнии открывается первый «Диснейленд», а в 1959-м обзаводится горками с инновационной конструкцией рельсов – трубчатой сталью вместо дерева. Гибкий материал позволил скручивать трассы в немыслимые петли и фигуры, и аттракцион взлетел на новый мировой уровень.

Ренессансом американских горок называют 1972 год и легендарный аттракцион «Гонщик», представляющий собой белоснежную горку с двумя параллельными трассами. А в 1976 году наконец обретает жизнь первый аттракцион с вертикальной петлей.

Быстрее, выше, круче

С 1990-х годов производители горок начинают соревнование в высоте, скорости и остроте ощущений. Аттракционы обретает классификацию: «гипер» – до 91 метра, «гига» – до 122 и «страто» – гиганты от 122 метров и выше с замкнутой траекторией. Пока в последней категории лишь две горки в мире: 139-метровая в Нью- Джерси со скоростью до 206 километров в час, и 130- метровая в Огайо.

Конструкции же современных аттракционов инженерам «Гонщика» показались бы фантастикой. Так «летающие» горки во время катания дают эффект полета, «ныряющие» имитируют свободное падение, а «перевернутые» сцепляются с трассой не нижней частью, а верхней, пугая пассажиров головокружительной пустотой под ногами. Кстати, именно такую конструкцию имеет «Квантовый скачок», который открылся в 2014 году в «Сочи Парке».

Поделится: